|
Взгляд незрячих№ 7, апрель 2003Диана КЛОЧКОГлухонемые – люди, как правило, очень общительные, их жестикуляция и мимика полны такой выразительности, что с большим трудом заставляешь себя не считывать их знаки. Будто подслушиваешь. Когда же встречаешься с незрячим – трудно отогнать инстинктивное чувство их обделенности. Восемьдесят процентов всей информации о мире мы воспринимаем зрением, однако те, кто должен из оставшихся двадцати получать максимум, намного активнее пользуются четырьмя из пяти основных чувств. Тактильное, звуковое, обонятельное и осязательное, развиты у них острее, а потому слепые – более собранны, сосредоточенны, погружены в ощущения, которым и наименования не всегда отыщешь. Ведь большая часть прилагательных и наречий в любом из языков мира апеллирует опять-таки к зрительному опыту. Луи Брайль изобрел шрифт для слепых в середине XIX века (в 1854 он был официально введен во Франции). Тогда же Чайковский написал "Иоланту", а Короленко – "Слепого музыканта", рассказывая скорее о мечтах и страстях, которые пробуждают слепые, нежели собственно об их внутреннем мире. Почти столетие, наряду с общеобразовательными, во всем цивилизованном мире существуют школы для слепых и слабовидящих детей. В 20-х годах тифлопедагоги (так по научному называется профессия педагога незрячих) считали своей основной задачей подготовку слепых детей к так называемой "общественно-полезной работе". За этим понятием стояла способность выполнять несложные операции на каком-нибудь простом производстве (несколько десятилетий так производились Обществом слепых деревянные прищепки и пластмассовые выключатели). Во второй половине ХХ века, когда "холодная война" породила идеи о психотропном оружии, начали пытаться использовать особые качества слепых в особенных же целях за стенами секретных "почтовых ящиков". В разгар застойных 70-х появилась своеобразная мода на "психологию творчества": казалось, что если в незрячем ребенке всячески развивать природную одаренность, он со временем может продемонстрировать обществу (и, соответственно – от имени общества) новые, уникальные достижения и рекорды. В подмосковном Загорске философ Николай Ильин создал уникальный центр, где группа ученых занималась со слепо-глухо-немыми детьми младшего школьного возраста, понемногу подготавливая их к возможности... защитить диссертацию. В стране "развитого социализма" проявление такого гуманизма всячески поднималось на щит, а материалы исследований становились множеством методических разработок, которыми пользовались факультеты дефектологии, практикующие врачи, клиницисты всего СССР. Параллельно усилиями биоэтиков Западной Европы и США (то есть, стран с высоким уровнем жизненного достатка большей части населения) в последние десятилетия прошлого столетия начало изменяться понимание "дефектности" как умственной отсталости – в сторону более равноправного взаимодействия между слепыми и зрячими. Теперь ребенок и педагог (врач, социальный работник, наставник) понимаются не столько обучающимся и обучаемым, сколько партнерами, находящимися в поле экспериментального взаимообмена. Старший ничего не навязывает, он – предлагает, а младший может поделиться тем, что он чувствует, а может и отказаться принимать участие. Таким образом, незрячим детям дают понять, что они – не ущербны, ибо могут предложить нечто, чего попросту не существует в опыте зрячих. Разумеется, подобное отношение общества к потенциалу незрячих сограждан предполагает особое понимание ценности жизни каждого индивидуума. Поэтому множество благотворительных фондов (в том числе – и религиозных) опекают слепых, помогая им открывать возможности для самореализации. Немецкий специалист по нейроинформатике Рольф Экмиллер несколько лет подряд создает искусственный глаз. И его технологический проект, вызвавший бурные дискуссии в бундестаге, был поддержан федеральными властями Германии суммой в 5 миллионов евро. В современной Украине жизнь вообще любого полностью здорового гражданина пока под прессингом ежедневной борьбы за выживание. Понятно, что специализированное образование, (как и образование вообще) держится больше на чувстве ответственности, желании не потерять то немногое, что еще осталось, нежели на вслушивании в тонкости понимания проблемы. Но пока у нас не появятся независимые центры, где с детьми будут работать и педагоги, и ученые по несколько иным методикам и технологиям, придерживаясь принципов нового века – до тех пор взгляд незрячего будет обращен только в сторону производства деревянных прищепок. Специалист по нейроинформатике Рольф Экмиллер хочет вернуть зрение слепым Kulturchronik Новости из Федеративной Республики Германии (2002) Oн координирует работы по разработке глазного протеза, которого с надеждой ждут миллионы слепых людей. Для того чтобы вообще получить возможность начать этот проект, Экмиллеру пришлось совершить два "чуда". Во-первых, предстояло создать команду из известных исследователей, каждый из которых является "гуру" в таких областях, как технология материалов, обработка информации или разработка методов хирургической имплантации. В рамках одной дисциплины, и это было ясно Экмиллеру, невозможно было осуществить проект по созданию искусственного глаза. Нужны были поддающиеся имплантации микроконтакты, которые к тому же не отторгались бы организмом. Предстояло расшифровать и воссоздать в искусственных нервных сетях процесс переработки информации в дефектных нервных регионах. И, наконец, необходимо было обеспечить беспроводную передачу полученной информации вместе с энергией от внешней камеры к вживленному в глаз протезу. Второе "чудо" заключалось в том, что федеральное министерство научных исследований в 1993 году поверило в выполнимость проекта и в 1996 году выделило средства в размере пяти миллионов евро. Сегодня технологический прогресс, которого удалось достичь, подтверждает правоту Экмиллера. (...) Экмиллер очень осторожно демонстрирует запаянный в пластиковую пленку прототип "искусственного глаза". Спереди можно рассмотреть две крошечные медные проволочки, которые переходят в пластиковую ленточку, заканчивающуюся в микроконтактной фольге. Эта фольга будет в будущем крепиться на заболевшей сетчатке и передавать изображение к глазному нерву. "Разработка важнейших модулей прошла успешно, – говорит Экмиллер, – они были опробированы на животных". Имплантанты и по прошествии двенадцати месяцев выглядят исправными и хорошо прижившимися. (...) Нынешний уровень соответствует качеству телевизионного изображения в "диске Нипкова" образца 1926 года. "Тогда к нему по праву относились как к чуду, а сегодня мы пользуемся цветным телевидением", – говорит Экмиллер. В США в июне 2000 и августе 2001 года двум группам слепых под сетчатку глаза были вживлены чипы фирмы "Оптобионикс". Экмиллер сомневается, что эти протезы на самом деле действуют. Американцы, по имеющимся сведениям, намного отстают от немецкого проекта. Хотя в США проделали "важную работу первооткрывателей". (...) Необходимость в подобной системе огромная. Только в Германии 30 000 человек страдают от Retinis pigmentosa. При этой болезни происходит постепенное отмирание фоторецепторов. Еще 100 000 человек теряют зрение в результате обменных нарушений, которые приводят к отмиранию зрительных клеток в области центра (Makula Degeneration). Но в обоих случаях весь остальной зрительный аппарат остается исправным. На гранит молчания наталкиваешься, когда задаешь вопрос о том, когда же первые слепые в Германии получат этот имплантант, или может уже даже есть его первые носители. "Мы договорились не разглашать эти сведения", – отвечает Экмиллер. Называвшийся в более ранних сообщениях в качестве вероятной даты 2003 год теперь больше не упоминается. Терпят неудачу любые попытки узнать хотя бы приблизительные сроки… Образование для незрячих В Украине существует пять специализированных школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей, в которые поступают школьники со всех областей страны. Находятся в подчинении у районных отделов образования, финансируются на общих основаниях, с небольшой "прибавкой" на одежду и питание. В школах (здесь находится от 150 до 200 воспитанников) работают преподаватели с минимум двумя высшими образованиями: основным и факультетом дефектологии. Раз в пять лет проходят курсы повышения квалификации, посещают семинары и практикумы, которые проводятся внутри Министерства образования. На зарубежные съезды, конференции, тренинги попадают крайне редко, доступа к современной литературе (в мире выходят несколько десятков специализированных журналов по проблемам тифлопедагогики) не имеют. С воспитанниками занимаются по программе массовых школ, на каникулы они разъезжаются к родным, только полные сироты остаются с воспитателями. Выпускники школ поступают в вузы на общих основаниях, некоторые, заканчивая факультеты дефектологии, возвращаются работать в свои школы, но существует проблема их общения с подопечными. Старейшая в Украине – Киевская школа-интернат №5, отмечает в 2004 году 120-летие. Здесь кроме общего курса образования существуют 20 кружков, есть свой оркестр и компьютерный класс, довольно большая библиотека специальной литературы, оставшаяся еще с советских времен. Книги, набранные шрифтом Брайля, в Украине не выпускаются. Из благотворительных организаций постоянную помощь незрячим оказывает только Хесед (еврейская община Украины). |
СЕМЁРКА АВТОРОВ:Беседка HALLЛИЧНОЕ МНЕНИЕ:Виталий ШАБУНИН:: «С политической точки зрения, Порошенко - враг пострашнее Януковича» >>> МУЖДАБАЕВ: Ніхто не хвалить Порошенка в Україні, а я хвалю. «У лютому 2014-го Україна битву за Крим не виграла ... >>> Олександр ДОНІЙ: Удар від Папи Римського в спину України. "Historic talks between Pope and Rassian Patriarh"-подививс... >>> СМИ:ВВС Україна: Круз і Сандерс перемогли на праймеріз у Вісконсині >>> "Левый берег": С 1 марта тариф на электроэнергию вырастет до 57 копеек за кВт-час Украина продолжает повышать стоим... >>> Радио Свобода: Североатлантический альянс усиливает свое присутствие на восточных границах стран-членов НАТО, чтобы... >>> СЕТИ:Андрей ДЕМАРТИНО:: Ричард Пайпс с точки зрения географии и экономики доказывает историческую предопределенность России ... >>> Анатолий ГРИЦЕНКО;: Я не расист. Але рішення вважаю хибним. З повагою і співчуттям ставлюся до біженців із Сирії. Був ча... >>> Павло БАЛАБАНОВ: Ще на самому початку свого правління "демократ" Єльцин відколов від Молдови Придністров'я. Так само,... >>> Юрий Винничук: Шлях до вільного вживання української мови і шлях до вільного вживання російської мови – був один і ... >>> |
ПРИЛОЖЕНИЯ | РЕДАКЦИЯ | СОЦ. СЕТИ | |||
---|---|---|---|---|---|
iOS | О журнале | Реклама | YouTube | ||
Android | Отдел писем | Правовая информация | Вконтакте | RSS |
© 2015 PolitikHALL. Все права защищены.